• Главная
  • Мукомолов Казахстана убивает «прокладочный» бизнес
12:08, 27 марта 2017 г.

Мукомолов Казахстана убивает «прокладочный» бизнес

Костанайские мукомолы недовольны ценообразованием и тарифами за использование подъездных железнодорожных путей. По их мнению, они их просто разоряют.  Мукомолы уверены, что монополист незаконно устанавливает цены, и просят помощи у Палаты предпринимателей.

Доводы и аргументы прозвучали на встрече бизнеса с руководством АО «Центр транспортного сервиса». Именно эта компания с 2015 года владеет подъездными путями к предприятиям области, уточняет собкор издания «КазахЗерно.kz». Ее представители, по просьбе региональной палаты, специально приехали из столицы, чтобы разобраться в проблеме и попытаться найти точки соприкосновения.

Чем недовольны производители? Новой методикой расчета, которую применяет АО «ЦТС». Ведь, если раньше предприятия платили за передвижение вагонов лишь в одном направлении, то теперь вынуждены рассчитываться за путь в оба конца. Как результат, повышение затрат минимум в два раза.

- С 2010 года мы платили за услуги подъездных путей по три тысячи тенге за вагон. Потом платили по шесть тысяч и так до 8-10 тысяч к 2016 году. Пару лет назад железная дорога продает эти участки частной фирме, и уже с 1 декабря 2016 года она расторгает с нами договор и начинает применять новую методику. В итоге, наши затраты увеличиваются, и такие условия для нас становятся неприемлемыми, рынок сбыта и так сужается. Но АО «ЦТС» - монополист, у нас просто нет выбора, с кем еще работать. Хотя есть компании, которые пользуются другими путями, но они тарифы почему-то не поднимают. А у вас железная дорога золотая выходит?  - заявил директор мельничного комплекса ТОО «Казторгтранс» Халиулла Гран Ака.

Бизнесмены уверены: монополист искусственно накручивает цену и это хорошо видно на примере с локомотивами. Ведь когда они тянут вагоны, то состав параллельно загружается на предприятиях по пути следования. Тем не менее, каждая компания вынуждена оплачивать за локомотив отдельно, в полном объеме. И чем длиннее расстояние, тем выше сумма.

Советник президента АО «ЦТС» Есенжан Ханбай объяснил ситуацию несколькими факторами. Во-первых, методика расчета не новая. Она утверждена антимонопольным ведомством еще в 2014 году, но применяться начала лишь после смены собственника. Во-вторых, состояние самих железнодорожных путей весьма плачевное. По региону уровень износа составляет почти 95%, тогда как в среднем по стране 89%. Только в прошлом году было зафиксировано 26 сходов подвижных составов с рельс. Соответственно, фирма была вынуждена вкладывать в ремонт собственные средства.

- Частная компания приобрела 100% акций у АО «КТЖ»... Вместе с ними мы купили все существующие проблемы. Вложили немалые деньги, но пока нет никакой отдачи, одни лишь вливания, - отметил Есенжан Ханбай.

Руководитель мукомольного предприятия «Атамекен Дос» Аскар Жабаев предложил АО «ЦТС» продать часть железнодорожных веток предпринимателям, и тогда они будут сами тратиться на ремонт. Тем более что нередко именно так и происходит. Есть предприятия, которые ремонтируют дорогу за собственный счет, чтобы избежать аварийных ситуаций.

 Однако от такой сделки монополист тактично отказался. И понять его можно. В Казахстане процветает «прокладочный» бизнес: когда между потребителем и производителем товаров или услуг создают различные сервисные компании-посредники, которые имеют свой процент с каждой сделки. К сожалению, таким посредникам объявлена борьба на рынках и базарах, но когда речь заходит о больших деньгах и монополистах, о таковых посредниках почему-то власти забывают. А ведь они ничего, кроме добавленной стоимости, не производят.

- Вопрос, к сожалению, остается открытым, - резюмировал директор Палаты предпринимателей Костанайской области Мурат Абенов. - Две стороны высказались, представили свою точку зрения, это первый шаг. Наше предложение, все-таки, пересмотреть методику расчетов, если это возможно. Мы готовы в рабочем порядке подключать специалистов, попросим антимонопольный департамент так же принять участие в процессе. Вопрос важный, нам очень нужен консенсус, чтобы не было таких больших затрат. Ведь сегодня это не выгодно никому. Простои идут у предприятий, у отделения дороги нет нагрузки, а главное, ситуация сказывается на экономике в целом.

На встрече, кстати, отметили, что по фактам жалоб в Палату предпринимателей Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции РК провел расследование в отношении АО «Центр транспортного сервиса». Результаты региональный департамент пообещал огласить в ближайшее время.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#мукомолы #ЦТС #мука #Казахстан
Объявления
live comments feed...